Терцовое сопоставление в сторону бемолей
“Онегин”, к.1, №6. Сцена и ариозо Ленского.
Вначале дан Е dur, где идёт беседа (сцена) Ленского и Ольги. На основной ”любовной” теме (размер С). И когда Ленский с Ольгой проходят, то в итоге этого двойного периода АА1 были следующие тональные планы: А – Е → gis, А, – Е → Н, т. е. оба раза движение тональное было направлено в сторону диезов, особенно Е → Н, где с четырёх на пять диезов. И как только появляется Онегин (“обращаясь к Татьяне с холодной (Н. Ю.) учтивостью”), идёт резкое “похолодание” тональности — вместо Н – G dur. Это четыре шага в сторону бемолей, а внутри (второе предложение периода) ещё и a moll, т. е. ещё одна квинта в сторону b.
Далее, при возврате Ленского и Ольги — вновь E dur, т. е. потепление. Обратим внимание, что разговор Онегина и Татьяны всё же дан в диезной сфере, хотя и с малым количеством знаков.
Любопытно, что следующая сцена №7 (“Заключительная сцена”), где дан разговор Лариной и няни помещён ещё дальше от тональностей разговора “детей”, в более “холодных” (в данном случае — спокойных, “безразличных”) тональностях — В (главная тональность). В самом конце “сцены” — слова няни “моя голубка” — всё входит в тональность As. Нет ничего странного, что столь многозначительный намёк няни “не приглянулся ли ей барин этот новый!”, притом звучащий с основным лейтмотивом Татьяны, дан в As, а не хотя бы в G. Объясняется это просто: говорит то няня хотя и о Тане. Кроме того, здесь возможно видеть и более дальние связи — 1) со вступлением к опере, где основная тональность середины Еs (= V/As) и 2) с главной тональностью сцены письма — Dеs (= V/Dеs ).* В этой же сцене при появлении Онегина и Татьяны — вновь G, а Ленского и О. — Е, т. е. сохраняется тот же уровень внутреннего состояния.
Обратим внимание и на такой факт, говорящий об очень чутком…
…правде чувства и состояния — как только Онегин заговорил о своём дяде, к которому он не питает никаких чувств** — тональность ещё “холодней”. Еs (вместо G, т. е. это было теплее, ибо он обращался к Татьяне, ему всё же нравящейся.
Терцовое сопоставление
= Глинка “Я помню чудное мгновенье” (F dur – A dur с модуляцией в d moll, т. е. V65 /d moll появляется не сразу, а как направление в d moll).
= Мусоргский “Картинки с выставки”, №10, тональности Eses, Bes и т. п. Объяснение: сохранить жёлтый, праздничный тон Es, B dur’ов, но чуть затемнить, “обемолить”.
= Глинка. Две итальянских канцоны “Вспомни, о Ирена”, где главная тональность A dur (пленительная), форма
т. е. A dur — Е dur → С dur — A dur — в тексте — ? воспоминаний, а тональный план — светлый. Герою скорее приятно вспомнить, чем страдать в разлуке.
b - Es (сиb дорийский — сурово-торжественный (просветлённый).
= Васина-Гроссман. Русский классический романс ХIХв. — стр.224.
Терцовые сопоставления мажорных тональностей
= Равель. Болеро (конец), со слабой доли (С dur – Е dur)
= Раков. Скрипичная соната е moll, ч.III ( ), со слабой доли (Еd – Сd)
= Аренский. Романс “Песнь рыбки” D-В, F-А и т. д.
= Глинка “Руслан”. Увертюра, Ария Руслана, Конечный хор оперы (схемы с комментариями — см. рукопись)
= “Русалка”, д.II, 1-й хор Аs, 2-й хор (после Арии и дуэта) — F dur.
= Ревуцкий “Хустина”, поэма на сл. Шевченко:
G dur — вышивает в воскресенье девушка платочек, ждёт милого, надеется на встречу. Очень мягкие соотношения — I, III , IV (как хор, так и потом оркестр с сольным её пением. Виглядала: “чи не йде чумак з дороги?” — Еs (терцовое светлое соотношение, хотя уже в бемольную сферу, ибо слова есть: “чужі воли поганяє …” и далее слова чумака — g moll — это и общность чумака и дiвчини — одна тональность, но лад иной — moll, т. е. помрачнение и это же связывает (приближает) к еs moll’ю в середине. Средняя часть — еs moll (от Risoluto) — это терция к g moll’ю и сама по себе очень тёмная. От Tempo I — 3-я часть, вновь g moll, это возврат к дiвчине, к её уже минорному состоянию. И по сравнению с еs moll’ем g moll — в сторону диезов, т. е. должно было бы потепление быть, но здесь действует обязанность сохранения тонального центра. g moll — чувствительная тональность, весьма близка характеру строя стихов Шевченко (посмотреть, много ли укр. нар. песен в g moll’е).
Чайковский “Пиковая дама”
Картина ІІ, №7 — Дуэт
По аналогии с началом 1-й картины, картина вторая начинается также несколько нейтральным музыкальным материалом, определённо контрастирующим к концу 1-й картины. Есть также контраст в обстановке: там — открытая территория (сад), здесь — дом, комната, закрытое помещение. Дуэт представляет собою куплетную песню. Вот схема: , т. е. В — это припев, с него начинается дуэт, звучит он в оркестре, затем — повторенные дважды куплет и припев, последнее А — только куплет с однотактовым дополнением. Интонации этого дуэта очень спокойны, безмятежны, типичный образец домашнего музицирования в дворянском быту (сюда же можно отнести и романс Полины). Оба эти номера — и дуэт и романс — вставные, т. е. необязательные для классического образца оперы. Тональность дуэта G, (также контраст предыдущему номеру, где была тональная неустойчивость, с окончанием в h moll’е).
№8 — сцена, романс и русс. песня. В целом форма №8 — сложная двухчастная , где 1-я часть — сцена и романс Полины (в свою очередь, куплетная форма), 2-я часть — речитатив и пляска с хором (опять куплетная форма).
Особую драматическую роль играет романс Полины. Здесь три куплета, выдержанные на очень строгом, скупом аккомпанементе, в мрачной тональности es moll. И в тексте и в мелодии вновь звучит трагическая нотка, но вновь всё полно неясностей, неопределённости (в 1-й картине — у Германа, во 2-й — у Лизы). Характерной особенностью куплетов является их постепенное увеличение: 1-й — 9т., 2-й — 12, 3-й — 14. В этом небольшом увеличении (при медленном темпе) опять возникает ощущение неотвязно надвигающегося какого-то события, что-то фатальное. Полина себя резко обрывает, и далее сцена совершенно иного настроения. Причём сильное воздействие романса потому возникает, что для его восприятия уже была подготовлена почва при помощи спокойного дуэта, а последующий за романсом весёлый хор воспринимается как какой-то частный случай, как фрагмент в общем тягостном развитии явлений. Сам хор представляет собою куплетную форму. Здесь — три куплета, очень чёткой структуры каждый, со вступлением в 4 такта. Вот структура куплета:
т. е. сложный период. Т. о. №7 — куплетная форма, №8 — дважды куплетная форма (романс и хор). Эти формы вносят известный контраст в двухчастные структуры, имевшие место в 1-й картине, а также вместе с простой 3-частной формой (№9) хорошо подготавливают своей чёткостью и ясными репликами последний 10-й куплет, построенный в сквозной форме.
№9 — Сцена и ариозо гувернантки. Здесь сама “сцена” — всего 5 тактов вступления к ариозо. Ариозо имеет чёткую простую 3-частную форму. В этой “аккуратной” структуре, в чёткой “квадратной” манере строения фраз, в их сочетании с оркестровым сопровождением ясно выражается “аккуратный” вид самой гувернантки, у которой заранее всё верно и точно. Тональность ариозо Еs. Эта тональность стоит в стороне от главной тональной магистрали — fis, h, e.
№10 — заключительная сцена 1-го действия. Вся сцена имеет следующее строение:
В этом общем потоке музыкального развития ясно выделяются своей законченностью и по форме и по тональности два раздела (кстати, очень подобные друг другу) — ариозо Лизы, а потом Германа. И там и там — простая 2-частная форма, причём первые части в обоих случаях — развёрнутые (простая 3-частная форма и период с дополнением), а вторые части — в форме периодов. Речитативы расставлены по линии возрастания, по линии усиления общего драматического подъёма. Первый и второй речитативы — подготовительные (успокаивающие). Третий (появление Германа) — сильный драматический толчок. Четвёртый речитатив (появление Графини) — служит как поворот в ходе размышлений Германа (“смерть несколько минут тому назад …”) от отчаяния к страстному желанию жизни, так и контрастирующим приёмом в крутом поднятии на высшую ступень любовного дуэта Лизы и Германа.
Анализ тонального плана также показывает определённое единство и направленность к конечному Е dur’у. А именно: 1, 2-й речитативы — Es-c, Ариозо Лизы — с-С (т. е. VIн Е), 3-й речитатив — модуляция в F dur, затем F dur (дуэт Германа и Лизы) – IIH E dur’a; ариозо Германа — fis-С (т. е. II и VIН Е dur’а), 4-й речитатив — появление Германа (в основе уменьшённый септаккорд); дуэт конечный — E dur.
Т. о., в целом — конечная Т, а предшествовавшие тональности — субдоминанты, причём очень энергичные — II и мягкие — VI).
В интонационном отношении здесь также прослеживается определённая закономерность. Вначале — общие интонации, ариозо Лизы — от скованности к восторженности, причём сама мелодия “откуда эти слезы”, хотя и не повторяет мотив “я имени её не знаю”, но имеет много общего (восходящая интонация вначале “вздох” в конце, более энергичная средняя часть с кульминацией, отодвинутой от конца к середине. Вторая же часть ариозо (С dur) подобна энергичному прорыву в ариозо Германа (“ты меня не знаешь”). Наконец, тема “откуда эти слёзы” имеет определённую связь с темой любви (из интродукции) но звучащей очень скованно, так сказать, ещё неосознанно.
Второй этап “прояснения” темы любви — от слов “Но если есть в тебе”. Здесь тема звучит определённо, но … в оркестре: участники дуэта ещё боятся высказать вслух. Первым отваживается Герман: “Дай умереть, тебя благословляя”. Ариозо Германа — fis moll, также в себе несёт интонацию темы любви. Первая кульминация — на словах “Красавица”. Здесь тональность C dur. После появления Графини — вторая кульминация в Е подготавливается уже темой любви, звучащей в партиях участников. Антитезой теме любви является тема Графини, олицетворяющей для Германа образ Пиковой дамы (фактически — фатально неизбежной смерти). Появляющаяся на кульминации любовного дуэта, она звучит тем более грозно, как вечная дилемма жизни и смерти (характерная тема в творчестве Чайковского). Это взаимодействие двух противоположных начал приводит к тому, что в момент наивысшей точки (слова “Нет! Живи!”) звучит далеко не “благополучный” аккорд IV#17 e moll’я, разрешающийся затем в E dur. Этот аккорд смерти — не редкий гость во многих операх русских композиторов, в частности, в этой опере он уже звучит в ответственных местах в 1-й картине. Т. о. №10 при кажущемся безразличном чередовании отдельных частей, оказывается внутренне крепко спаянным, цельным, как в гармонии, так и в мелодическом, так и в структурном отношении. Наконец, такая сквозная форма хорошо подготовлена предшествовавшими чёткими построениями прежних номеров.
* О тональности Dеs и её “роли в судьбе” Татьяны см. гл.1 §2.
** Н.Л.Бродский “Евгений Онегин”, роман А.С.Пушкина, пособие для учителей средней школы, издание ІІІ, переработанное.
Гос. учеб. пед. издат. мин. просв. РСФСР. М., 1950, стр. 31.
|