c moll
взволнованная, патетическая, растревоженная
= К.Данькевич "Богдан Хмельницкий": д.II, к.V. Хор поляков. Текст объясняет всё: "Рыцарей храбрых, боже наш правый, благослови на подвиг в бою! Оружье мы для битвы кровавой ныне святим во славу твою". Взвинчено-злобный характер текста отлично сочетается с взволнованным характером тональности и мерной (Moderato religioso) поступбю движения.
= Свиридов. Песни на слова Бернса "Честная бедность" (№9)
= песня А.Пахмутовой "Когда об этом говорят в народе …", текст Н.Добронравова, говорит о Ленине, что "он к нам, живым, не в мраморе приходит", а есть всюду — в бою, в подводной лодке, с геологами и придёт в трудную минуту (кстати, песня помещена в журнале "Музыкальная жизнь" рядом с песней "Годы" Я.Френкеля, написанной в a moll, тональности, очень соответствующей теме песни — воспоминаниям об ушедшей юности, пусть и героической, но ушедшей. Трудно себе представить песню Пахмутовой в a moll’е, а Френкеля в c moll — это было совершенно неестественно).
B dur
Прохладная (стальная, бездумная, холодная)
= Ариозо Дмитрия Донского (Шапорин. Кантата "На поле Куликовом")
= Прокофьев. Соната №7 (особенно — финал)
= У.Гаджибеков "Кер-Оглы", д.IV. Песнь Ашуга. Ашуг (=народный азербайджанский певец) (под маской молодого певца скрывается Кер-Оглы, он полон решимости мстить злобному Гасан-хану, во дворце которого он сейчас инкогнито поёт). Кер-Оглы поёт о любви к Нигер (хотя её имени не упоминает). Здесь холодная тональность вполне соответствует этикету придворному — "холодное искусство" и … не место здесь раскрывать себя, наконец, отчуждённость между ним и ханом и его придворными.
= В.Власов, А.Малдыбаев, В.Фере "Айчурек". Iд., к.I. Речитатив и ария Айчурек — соответствует.
= С.Комитас: Хор "Луна нежна" (обрисовывается ночной покой, тишина ("тишь нежна")).
= песня "Ленин", муз. К.Листова, сл. П.Градова. Текст "мы нашим единством сильны …"
А при суровом отблеске холодной B dur, как отепляет подчёркнутое сопоставление В - D - В в самой коде ч.IV метаморфоз Хиндемита! Хотя, конечно, здесь играет роль и само сопоставление терцовых мажорных тональностей.
= как быть c B dur’ом в Сонате Прокофьева №7 (= стальная, холодная: на холодный бездушный напор после любовного любования (Е dur) во II части (=Родина) — столь же холодно-расчётливый, но более организованный, напор на фашизм.
= как быть с дуэтом Микаэлы и Хозе (д.I) — вежливое (ведь посторонние слушают их, Микаэла стесняется), а потом G dur (воспоминание о родном месте) и др.
= "Онегин", д.VI, конец I-й к. "Увы, сомненья нет" — тема та же, что и в Iр. разделе "письма Татьяны", но … В dur! Это оттого, что Онегин, хоть и взволнован, хотя и переживает что-то близкое Татьяне (в своё время), но он-то всё же Онегин, т. е. ему свойственно, уже укрепилось в натуре несколько холодное отношение: к 26-ти годам многое в натуре уже сформировано. И повторяется, как бы оно не было бы нежелательно в данный момент (недаром вспоминаются слова Пушкина "привычка свыше нам дана, замена счастию она").
= Верстовский "Аскольдова могила". Ария Стемида — мечта о матери, которую
он не помнит с детства (частые модуляции в g moll, c moll), т. е. Верстовский, хотя и не нашёл верной главной тональности (на мой взгляд, g moll), но чутьё ему всё же подсказывало это.
= проверить, не является ли В dur популярной тональностью в то время в России (как сейчас с moll у эстрадников)
= Даргомыжский "Русалка", д. II. Ария-дуэт №8 – игривая, шаловливая.
g moll
прочувствованная (чувствительная, сентиментальная, но во французском переводе этого слова — жалостливая?)
= К.Данькевич "Богдан Хмельницкий", д.I. Хор народа "Горе, горе нашим детям!" После драматических реплик хора в f следуют слова Ниви ("Не плачте, люди! ") и их маршеобразный суровый дуэт, далее подхватываемый на том же напеве всем народом. Вот этот дуэт и звучит в g. Это соответствует национальной форме высказывания. Рядом с чётким пунктирным ритмом, квадратной структурой периода, очень собранной интонацией, сообщающими напеву суровый колорит, тональность g moll добавляет чувствительный элемент (в данном случае, не жалостливый, конечно) ("наддати жалю" по Остапу Вересаю). Украинцам не свойственна холодная суровость, недаром в g moll’е написано огромное количество укр. нар. песен (точнее, большинство).
= З.Палиашвили, опера "Абесалом и Этери". Ария Этери "С мачехою злой …"
= С.Комитас. Песня "Абрикосовое дерево" (прочувствованная песнь о горестях и по хозяйству, и в мире, и на сердце). Здесь сочетание чувствительности, идущей от характера тональности, с фригийским ладом и характером интонации (причитания).
= забытый автор прошлого Л.Петров. Ф-ная фантазия ор.279 "Тебе одной" с весьма чувствительной мелодией.
F dur
собранная, пасторальная, объективно-спокойная
= Верстовский "Аскольдова могила" — к.I, №I. Песня Надежды. Оба куплета песни — обращение к Днепру, в котором "лишь волны плещут в твоём просторе роковом " (конечно, здесь не обошлось без "романтических" преувеличений).
= –– " –– №5 (Расс. Надежды)
= В.Власов, А.Малдыбаев, В.Фере "Айбурек", IIд., к.II. Танец джигитов и девушек.
= С.Комитас: Хоры "Песня прополки" (описываются работы на поле)
= "Даиси". Ария Маро (№19). Andante sostenuto. В I-й части — рассказ о том, что ей мать обещала "волшебные звёзды", счастье, поэтому эта часть, по сравнению со 2-й более светлая. Средняя часть — As, где и говорится, что "не пришлось мне счастье узнать". Эта тональность совпадает с тональностью арии Малхаза (№10), где об этом же говорилось. 3-я часть — вновь F, обусловлено воспоминаниями слов матери, но сильно этот F dur "уснащён" бемолями, приближающими dur к f moll’ю.
d moll
трагическая, (плохое определение), суровая
= Верстовский "Аскольдова могила", к.1, №1. Песня Надежды, окончание 1-го, продолжение второго куплета — "девичьей моей беде …"
= Глинка "Руслан", д.IV, №18, ария Людмилы (+ сопоставление с h moll’ем).
= Даргомыжский "Русалка", д. II, №8. Ария Княгини — d moll. Казалось бы, лишний здесь: ведь у княгини и князя всё ведь хорошо. Пусть расставанье с домом, с подругами — обязательно надо всплакнуть (посмотреть народные обряды и потом сноску оттуда), но это расставание не должно быть грустным всамделишно (вспомним хор из "Руслана" — начало Iд., №1). Кроме того, слова Княгини далее "Прости мне, Князь, слезу невольной грусти, она последняя" — объясняет наличие здесь минора. Но d moll — это как её дальнейшая судьба (кстати, тональности Княгини — d, … … , Наташи — h, g, …., а Князя (д.III) — As dur — т. е. тритон: он заставляет других страдать, сам лишь делая вид на словах, что он страдает, а скорее любуется своим страданием (см. главу о "Казусах" — As dur).
= "Русалка", д.II. Славянский танец, d moll. Ведь свадьба! Но эта свадьба — ценой трагической судьбы Наташи — не случайно в общем развитии d moll подчёркивается фригийский лад (вступление, 8-10-й периоды, – вкл., кода, построенная как нисходящий нижний тетрахорд фригийского лада — F ( , ), Е ( ) и d moll
( до конца), а до коды — последний период ( ) — также d moll.
Кроме того, здесь часто звучит B dur, как потенциальная Д-та Es dur’а.)
= Рондо Эсмеральды (с женским хором) — танцевальная, игривая тема, и слова первые "я птичкой порхаю …", а впоследствии слова "… хоть на устах улыбка, в душе томлюся тоской", т. е. трагическое раздвоение Эсмеральды. След. далее хор — D dur (это остальные — только радуются, беря от Эсмеральды только радостную часть её слов, поэтому дальше, при повторении печальных слов Эсмеральды, но уже с хором, сохраняется D dur.
= "Богдан Хмельницкий" Данькевича, д.I. Хор женщин "Чёрный ворон" (верна т-сть)
= А.Капп. Романс "В оковах"
= С.Комитас. Хор "Яр скрылся за горою" (песня о том, что её жених ушел в солдаты, а невеста "В горе, печали я осталась одна!").
= Г.Свиридов "Возвращение солдата" (из цикла на сл. Р.Бернса) — верна тональность.
|